об авторе - about


≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈




Биографическая справка

Biography

Short biography

Библиография — Bibliography













    From the Introduction
    to Festschrift
    for Eduard Alekseyev

    by Robin Harris

Робин ХАРРИС

 


Professor Alekseyev’s mentoring has deeply impacted my life.  In addition to the joy that such a friendship brings, working with him on various aspects of my dissertation project greatly enriched my understanding of the Soviet historical context, of Sakha music, and of the epic song and storytelling genre of olonkho in particular.  Most importantly, I have been inspired in my own work by his character qualities of humility (he avoids opportunities for self-promotion), scholarly inquisitiveness (like his love for musical “field experiments”), and loyalty (his life is currently dedicated to “giving back” to those who worked with him and provided field materials).  He has modeled for me a generous, kind, and unpretentious life of scholarship.

This Special issue of GIAL Electronic Notes Series celebrates the 75th anniversary of Eduard Alekseyev’s birth and highlights his contribution to ethnomusicology scholarship in general, and his scholarly work connected to the Sakha epic music and story-telling tradition of olonkho in particular.  The articles featured in this issue have been written by just a few of his many friends and colleagues, but all of them are connected in some way to his Collection of field recordings which are housed in the Archive of World Music at Harvard’s Loeb Music Library.

далее

Russian translation of the initial part of this article see here



Т.Чередниченко
Новое время, №23, 1995, с. 34-35

Татьяна Чередниченко

Парадокс Алексеева

Я почти не надеюсь, что из списка соискателей Государственной премии России в области литературы и искусства высокая комиссия выберет Эдуарда Ефимовича Алексеева...

     ...Он — "билингва", одинаково правильно ведущий себя и в горизонте глубинных народных традиций, и в современной цивилизации;  он соединяет в себе культурные времена...

далее

О трудах

Музыка России, вып. 2. М., 1978, с. 472–476.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАДА
(на материале якутской народной песни).

М., «Музыка», 1976. Тираж 2100 экз.


Валерий Ерохин

Валерий Ерохин

Название книги Э. Алексеева отражает её интердисциплинарный характер:  это одновременно и музыкально-теоретическое, и этномузыковедческое исследование.  Опираясь на собственные полевые записи, сделанные в различных районах Якутии, а также на материалы, собранные и опубликованные другими фольклористами, автор избирает во многом новый подход к изучению объективных закономерностей, определяющих глубинные исторические процессы зарождения и развития ладовых систем, присущих одноголосным напевам устной традиции...

далее


Т.Чередниченко
Советская музыка, 1987, № 3, с. 96-99.

Э.Е. Алексеев.  Раннефольклорное интонирование.
Звуковысотный аспект.
— М., «Советский композитор», 1986, 240 с. Тир. 2555 экз.

Т.Чередниченко

Генезис интонации:  новый подход


...Фольклористика способна «застать» музыкальную интонацию на стадии возникновения и тем самым задать музыковедению масштабную историческую перспективу для определения этой основополагающей категории.  Вот почему значительной представляется работа, посвящённая раннефольклорному интонированию, тем более что она содержит не просто описание его образцов, но их историко-логическую систематику, а следовательно — фундамент для объяснения генетического фундамента интонации...

далее

М.Кондратьев
Советская музыка, 1987, № 3, с. 99-104.

М.Кондратьев

«Если история есть развитие...»

...Познавательная ценность концепции несомненна.  Она наилучшим образом раскрывается сравнением (позволим себе аналогию) с неевклидовой геометрией, построенной на системе аксиом (вовсе не очевидных) и давшей науке приращение знания...

...Понятие исторической эволюции в теории лада (звуковых систем) существовало и раньше.  Алексеев вводит в неё долгожданные моменты диалектики.  Многие скептически отрицают прямолинейный эволюционизм, но никто не решился, а скорее — не накопил материала, чтобы по-новому связать разрозненные явления в единую картину.  Эту смелую попытку предпринял Эдуард Алексеев.  Думается, что общий итог его исследования заключается в раздвижении границ представляемого нами космоса музыки.  Книга стимулирует воображение, будит мысль.  Не в этом ли её подлинная — не высказанная, но реализованная — конечная цель?

далее

Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект
Beiträge zur Misikwissenschaft XXX/3 (1988), Ss. 222–224.

Eduard Alekseyev.  Rannefolklornoe intonirovanie:  Zvukovysotnyj aspekt
(Die lntonation der frühen Folklore:  Der Tonhöhenaspekt).
— Sowietskij Kompozitor, Moskwa 1986, 240 S., 101 Notenbeispiele, mehrere Grafiken,
Zusammenfassungen in Englisch, Französisch und Deutsch.






JürgenElsner

...Alekseyev widmet sich speziell der „vortonalen" Epoche, die nicht nur schwierige Probleme, sondern zugleich auch neue Lösungen für alte Fragen anbietet.  Ohne ihre Berücksichtigung ist eine weitere Entwicklung der Musikwissenschaft kaum denkbar, und mehr als alle anderen Musikwissenschaftler verspüren gerade die Musikethnologen die historische und theoretische Beschränkung der älteren Musikwissenschaft, die Bedingtheit ihrer Konzeptionen, Vorstellungen und Methoden...

fortsetzung

In:  Eduard Alekseyev.  Folklore in the Context of Modern Culture
— Moscow, 1988, p. 228-237

Valery Yerokhin

By Way of a Précis

Folklore in the Context of Modern Culture

Things Look Promising

(A Folklorist Facing Folklore)

A receding phenomenon. — ? — But by no means a moribund one.  Moreover, in a sense it's coming back. — Paradoxical though it may seem, folklore can be expected to hold a key position in culture.  Far be it from us to assert folklore to be thriving, but we cannot help feeling that the spiritual forces inherent in folklore are still able to realize their full potential as things go nowadays…

more

1990 YEARBOOK FOR TRADITIONAL MUSIC, pp. 141-143
Alekseev, Eduard.  Folklor v kontekste sovremennoj kultury.
Moscow: Sovetskij Kompozitor 1988. 237 pp., 52 photographs.



Eduard Alekseev’s book, "Folklore in the Context of Contemporary Culture", is an extremely interesting document of the changes occuring in Soviet scholarship.  It concerns not only the situation of Soviet ethnomusicologists, but more generally it depicts the contemporary changes in the consciousness of Soviet scholars and Soviet society.  Even for scholars who visit the Soviet Union relatively frequently, this book opens new horizons and reveals the necessity of re-examining the standard judgements and views elaborated and held by foreigners...

Чекановская

Anna Czekanowska

more

Нотная запись народной музыки
Yahrbuch für Volksliedforsghung, XXXVIII (1993), Ss. 237-238.

Ulrich Morgenstern

Notnaja zapis' narodnoj muzyki.  Teorija i praktika.

Notenaufzeichnung von Volksmusik.  Theorie und Praxis.

fortsetzung




обложка обложка
Советская музыка, 1981, № 1, с. 100-102.






  Дина Дараган


В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ

...все, кто слышал народную песню в её естественном звучании, знают, как отличаются друг от друга два вида её существования — устный и письменный.  Надёжная и подвижная звукозаписывающая аппаратура, способная работать в полевых условиях, позволила создать в последние годы необычайно богатый фонд записей.  Одновременно усилилось ощущение несоответствия устоявшейся нотации живому звучанию народной песни.  Отсюда — попытки усовершенствования письменной фиксации, стремление к её большей детализации, а порой и сетования на чрезмерность таких попыток.

Ведущий редактор рецензируемой серии Э.Алексеев нашёл оригинальный способ преодолеть это противоречие:  введя параллельные «звуковые образы», он добивается стереоскопичности восприятия народной песни...

далее     




≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈