труды - works


≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈




статьи, доклады, фрагменты из книг


Доклад на VII Международном конгрессе
антропологических и этнографических наук
— Москва, август 1964 г.

НОВОЕ В ТРАДИЦИОННЫХ СТИЛЯХ
ЯКУТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
«ДЬИЭРЭТИИ ЫРЫА» И «ДЭГЭРЭН ЫРЫА»

Доклад на Конгрессе

...Стиль дьиэрэтии ырыа является преимущественно эпическим по содержанию и импровизационным по форме.  Он концентрирует в себе наиболее характерные черты якутской национальной манеры пения.  Песням этого стиля свойственны обилие кылыhахов — специфических гортанных призвуков, создающих иллюзию «двухголосия», структурная и ритмическая свобода, большое ладовое своеобразие. <...> Песенный стиль дэгэрэн ырыа лежит в основе большинства бытовых и лирических жанров якутского музыкального фольклора, а также танцевальных напевов.  По сравнению со стилем дьиэрэтии песни дэгэрэн отличаются большей напевностью, большей ладовой и ритмической определённостью...

далее

Советская Музыка, 1967, № 5, стр.97-105.

Есть ли у якутов многоголосие?



Этот вопрос по существу не имеет истории.  Если он кем-либо и ставился, то, по всей вероятности, заранее решался отрицательно.  Во всей обширной литературе о якутах мне встретились лишь два высказывания на эту тему:  одно из них может служить лишь косвенным свидетельством в пользу многоголосия, второе осторожно намекает на его существование...


Фото Сюзан Крейт

далее


Нохсоров
Газета «Кыым», 28 мая 1967 г. (на якут.яз.)






Вдохновенный певец новой жизни

В этом году исполнилось 60 лет со дня рождения
выдающегося якутского народного певца,
Заслуженного артиста Якутской АССР
Устина Гаврильевича НОХСОРОВА

далее


Советская музыка, 1971, № 3, с. 43-46.




К 70–летию Г.И. ЛИТИНСКОГО

Литинский

Трудно сразу назвать большой город в нашей стране, в котором не работали бы ученики Генриха Ильича Литинского.  Через них замечательный музыкант и педагог породнился чуть ли не со всеми республиками.  Для иных — Татарии или Чувашии, например, — он воспитал не одно поколение композиторов.  Но для Якутии им сделано большее — ей посвящено творчество Литинского...

Наверное, нет края, где не раздавались бы в эти дни тёплые слова привета замечательному музыканту и человеку.  И в многоязычный приветственный хор вплетает сегодня свой голос Якутия, республика, народу которой принадлежит его музыка.

далее     




Оперные либретто.  Краткое изложение содержания опер.
Том I.  Русская опера и опера народов СССР.
– М., "Музыка", 1970, с. 568–585.)
Afisha

Якутская опера


Оперное искусство Якутии очень молодо, его история насчитывает немногим более двух десятилетий.  Первые якутские оперы, так же как и национальный балет, появились лишь в послевоенные годы.  Но органические истоки якутской оперы были издавна заключены в традиционном народном искусстве, прежде всего в героическом эпосе олонхо...

За двадцать лет в Якутии созданы пять национальных опер.  Четыре из них увидели свет рампы на сцене Якутского музыкально-драматического театра им. П.А. Ойунского.  Это — «Нюргун Боотур» М.Жиркова и Г.Литинского, «Лоокут и Нюргусун» Г.Григоряна, «Песнь о Манчары» Э.Алексеева и Г.Комракова и «Красный шаман» Г.Литинского.

далее

Грант Григорян:  Воспоминания, Очерки. Статьи.
— М., «Сов. композитор», 1971, стр. 91-99.
Перед войной

Григорян и якутская музыка

Это замечательно, что они нашли друг друга — Якутия и Григорян.  Республика обрела своего певца, художника, чьи человеческие качества и самый склад дарования как нельзя лучше отвечали требованиям времени, нелёгкого времени профессионализации национальной музыкальной культуры, оставшейся после смерти Марка Николаевича Жиркова без своего инициатора и руководителя.  Грант Григорян же нашёл для себя дело жизни, перед ним открылся свежий, почти нетронутый пласт, огромная, практически неисчерпаемая сфера приложения нерастраченных творческих сил.

далее

Советская музыка, 1973, № 1, с. 59–69.

Э.Алексеев, В.Волохов, Г.Головинский, Г.Зараковский

trio

НА ПУТЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВКУСОВ

ОТ РЕДАКЦИИ.  Публикуемая ниже статья — плод совместных усилий музыковедов (Э.Алексеев и Г.Головинский знакомы читателям журнала) и психологов.  Георгий Михайлович Зараковский и Владимир Фёдорович Волохов — научные сотрудники факультета психологии МГУ имени Ломоносова.  Частично данные описываемого исследования были изложены в докладе Э.Алексеева и Г.Головинского «К вопросу о социально-психологической обусловленности музыкальных вкусов» на Международном симпозиуме «Новые типы музыкального поведения молодёжи в индустриальном обществе», проходившем в сентябре прошлого года в Вене.

Говоря о своей работе, авторы заметили, что она является «пробной», «пилотажной», небольшим экспериментальным исследованием, цель которого — сформулировать рабочие гипотезы и провести предварительную обработку методики.  С таким скромным определением жанра и научной масштабности статьи нельзя не согласиться…

далее

Из книги "Фольклор в контексте современной культуры".
— Москва, Советский композитор, 1988.

Звенят, звенят канклес
Skamba, skamba, кankliai

Skamba, skamba, кankliai

...Я шагаю, улыбаюсь и знаю, с чего начну разговор со студентами.  Я расскажу им о прогулке по Вильняле, о влюбленных и рыбаках, о собачке, не желающей пить из банки, о цветущих поверх бетонной решетки одуванчиках.  А потом, после всего, что надлежит сказать о фольклоре и современности, вернусь к увиденному этим утром.  И пусть это прозвучит маленьким гимном неистребимому и животворному в природе, в людях и в том, что ими совместно создано.

далее

Фольклор в контексте современной культуры
— М., Советский композитор, 1988, с. 143-147.

Об одной досадной закономерности

Фольклор в контексте современной культуры


Конституциональные признаки фольклорной культуры, её принципы и наиболее характерные формы проявления входят в противоречие со всеми способами внешней фиксации, вследствие чего всякий фольклористический документ, являясь письменным (технически зафиксированным) свидетельством бесписьменной (нефиксированной) коммуникативно-художественной практики, требует специальной исследовательской интерпретации.

далее


В кн.:  Духовная культура села. Традиции и современность.
– Москва, 1988, с. 128-142.

ТРУД И ПЕСНЯ
(Заметки фольклориста)


Труд и песня

...Конечно, сегодня не скажешь, что песня смолкает.  Ещё никогда она не была столь громогласной.  Могучие радиоэлектронные крылья позволяют ей, обняв Землю, устремиться в космос.  Но не о такой песне речь.  Не о песне, которую поют за человека и от его имени.  Поют те, кто этому специально обучен.  Поют, изредка предлагая остальным подтягивать, но чаще оставляя им роль потрясаемых слушателей.  Речь идет о песне каждого из нас, которую за нас никто не споёт.  О песне, которую каждый поёт сам — один или с себе подобными.  Ибо только в такой песне в полной мере проявляется его человеческая суть.

По природе своей люди принадлежат к поющему виду.  Непоющие особи — исключение, или, если их много — представители другого вида.  Без песни человек теряет себя.  И человек, и народ.

далее


Фрагмент из книги «Нотная запись народной музыки: теория и практика».
— М., «Советский композитор», 1990, с. 4-14.

Фольклористическая нотация:
этапы, состояние, перспективы




Нотная запись народной музыки

К нашим дням, к последним десятилетиям XX века опыт нотирования народной музыки накоплен, казалось бы, немалый.  Изданы и продолжают издаваться многочисленные сборники самого разного назначения и качества.  Ещё больше нотных материалов покоится в рукописях.  Аккумулирован огромный труд целой армии нотировщиков, воодушевлённых благородным стремлением — сберечь и ввести в общекультурный оборот лучшие образцы устно-коллективного музыкального сознания.  Однако решить, в какой степени это стремление реализовывалось, не просто.  Схватывают ли существующие приёмы нотирования коренные свойства устного музыкального высказывания, имеет ли фольклористическая нотация свою неповторимую специфику и если имеет, то в чём эта специфика заключается, — вопросы эти не только не разрешены, но ещё как следует и не поставлены.

далее

Варган
В кн.:  Варган (хомус) и его музыка.
— Якутск, 1991, с. 6-14.



ВАРГАН: 
нераскрытые исследовательские перспективы...

Не будучи инструментоведом, не владея техникой игры на варгане, я берусь, тем не менее, поделиться некоторыми соображениями на нашей необычной конференции, замысел которой, если я правильно помню, родился в наших беседах с моим знаменитым однофамильцем Иваном Егоровичем Алексеевым.  Конференция эта, действительно, не вполне обычна.  Я не припомню, чтобы когда-нибудь по поводу столь маленького и внешне столь неприметного народного инструмента собиралось столь представительное научное собрание...

далее


Варганы
Переработанный и дополненный текст выступления
на II Международном конгрессе по варгановедению
— Якутск, 19-25 июня 1991 года.


Варган играющий, поющий, говорящий

"Прочёл твой доклад.  Это совершенно новый взгляд на природу музыки хомуса.  Я ещё не встречал такого глубокого анализа.  Поздравляю.  Раньше всё были констатации.  А здесь, при трёхуровневом толковании, наконец, получилось объемлющее исследование.  Скажу как хомусист:  эта работа пионерская в мировом варгановедении..."

Уйбаан Хомус (Иван Алексеев)

Якутск, 3 января 2010 года.

далее


В кн.:  Место и функция национальных художественных традиций
в современном искусстве.
По материалам советско-китайской научной конференции
(Пекин, 1-4 сентября 1989 г.)
– Москва, 1991, стр.73-82.

УСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
И СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

УСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

… разумная и инициативная политика должна поддерживать устно-письменного равновесие в культуре, избегать стимулирования какой-либо одной её стороны в ущерб другой.  Обычно терпящей ущерб стороной всегда был фольклор.  Однако теперь становится всё более очевидной его невосполнимая роль и как самостоятельного культурного явления, и как прочной опоры для строительства профессионально-письменной музыки.  И как ничем не заменимой составляющей единого и динамичного двуязычно-целостного потока современной художественной жизни.


далее


Выступление на семинаре «Процессуальность в музыке устной традиции»

— Репино, 13-18 мая 1997 г.

ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ В МУЗЫКЕ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ

(Введение в проблематику семинара)

...В каждом художественном явлении моменты динамические, живые, изменяющиеся и приспосабливающиеся к смене условий, сочетаются с моментами постоянными, неизменными.  Если пропорция между ними, между "живым" и "мёртвым", нарушается, процесс будет остановлен на время или навсегда.  Культура умрёт и на смену ей придут другие.  Зная законы и правила функционирования подчёркнуто процессуальных звуковых структур, можно пытаться возродить, ревитализировать "полуживые", заархивированные культуры...

далее

Межнациональное взаимодействие
В кн.:  Сохранение и возрождение фольклорных традиций.
Сборник научных трудов
Гос. республ. центра русского фольклора, выпуск 6.
Русский фольклор в инокультурном окружении.
М., 1995, с. 51-69, 163-167.


О МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ

…Но и далекие песенные культуры могут с интересом вслушиваться друг в друга, поражая порой неожиданным схождениями напевов, произрастающих на совершенно разнящихся интонационных почвах.  Схождения эти свидетельствуют о плодотворности мелодических связей не только в корнях, у истоков песенных культур, но и в их широко раскинувшихся «кронах», у вершин национального музыкального творчества.

далее


В кн.:  Якутский героический эпос "Могучий Эр Соготох".
Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, т. 10.
— Новосибирск: Наука, 1996, с. 42-72.

О музыкальном воплощении олонхо

Якутский героический эпос

Комплексный музыкально-филологический замысел серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" с самого начала нацеливал на преодоление известной замкнутости нотно-музыковедческого подхода, вынуждающего даже хорошо подготовленных музыкантов с трудом разбираться в весьма условных нотировках музыки народов Сибири, далёкой от европейских норм.  Этой закрытости музыковедческого анализа хотелось избежать при описании своеобразной музыкальной системы якутского олонхо.

далее

В.Успенский, В.Беляев.  Туркменская музыка.
— Алматы, 2003, с. 18–30.

О двух томах «Туркменской музыки»
и её авторах

Обложка Алматы-2003

Перед Вами книга необычной судьбы.  Она написана в конце 20-х годов прошлого века, однако в полном виде ещё не была опубликована.  Выпущенный дважды её первый том стал ныне библиографической редкостью, а второй её том ждал более 70 лет своего появления на свет.  Первое полное издание этого уникального труда стало возможным благодаря совместным усилиям четырёх центрально-азиатских Фондов Сороса: Института Открытое Общество — Узбекистан, Института Открытое Общество — Таджикистан, Фонда Сорос — Казахстан и Фонда Сорос — Кыргызстан…

Годы, прошедшие с момента создания двухтомника, только усилили его культурное и научное значение.  С приобретением независимости у народов нашего региона пробудился глубокий интерес к своим национальным истокам, в том числе и своему культурному наследию.  Кроме того, в современном этномузыкознании всё шире и шире применяется метод сравнительного изучения традиционных музыкальных культур соседних по территории и родственных по происхождению народов.  Надеемся, что настоящим полным изданием "Туркменской музыки" В.А. Успенского и В.М. Беляева ранее малоизвестные и совершенно неизвестные её бесценные материалы будут весьма полезны для широкого круга специалистов в области культуры и найдут своё достойное применение в исследованиях, посвящённых традиционной музыке не только народов Центральной Азии, но и многих других народов Востока.

Шахым Гуллыев

далее

Миф, символ, ритуал: народы Сибири
В кн.:  Миф, символ, ритуал.  Народы Сибири.
М.: РГГУ, 2008, с. 95–107.

Пение при культурно-специфичных психических расстройствах у народов сибирского Севера

Singing during culturally specific mental disorders of the people’s of the Siberian North

В статье речь идёт об особых нервных расстройствах, которые проявляются пением.  Избранный ракурс — не культурологический и тем более не психиатрический, а этномузыковедческий.  Распространённые в северных культурах неординарные психические отклонения и болезненные состояния рассматриваются в той мере, в какой они соприкасаются с музыкой.

далее


В кн.:  Мистецтвознавчi пошуки:  Сбiрник наукових статей та есе,
присвячений ювiлею Нiни Олександрiвни Герасимовоï-Персидськоï.
— Киïв, 2008, с. 64-68.

К построению типологии музыкального эпоса
Toward construction of typology of the musical epos

К построению типологии музыкального эпоса

This article attempts to offer the methodological procedure which open a prospect of actually musical typology of the epos. In the beginning, the most general principles of the organization of a musical texture of the epos come to light, and then, using technique of combinatorics, the field of expressive opportunities is covered. As a result, three principles of musical registration of an epic narration, depending on are differentiated at what level — a syllable, a verse or more protensive composite unit — is a registration occurs.

Типология музыкального эпоса (а иного, немузыкального эпоса в народном искусстве, как выясняется, и не существует) представляет собой сложную и остро дискуссионную проблему.  Здесь с самого начала следует допустить возможность различных подходов.  Мне хочется предложить некоторую методологическую процедуру, открывающую, как представляется, перспективу собственно музыкальной типологии эпоса.

далее



В кн.:  Музыка. Исполнительство. Образование.
Межвуз. сб. тр., Вып. 4. / Высшая школа музыки РС(Я)
— Якутск:  Издательский дом СВФУ, 2013., с. 162-179.

Этномузыковедческий эксперимент:
на пути проб и ошибок

Этномузыковедческий эксперимент: на пути проб и ошибок

Я хочу рассказывать об опыте собирания народной музыки, который был приобретён в разных культурах за 30 с лишним лет собирательской работы.  Музыкальные эксперименты, удачные и не очень, занимали при этом значительное место.  Хочу показать некоторые результаты.  Хочется высказать и общие соображения о значении экспериментального начала в работе собирателя, о некоторых психологических и этических нюансах общения с носителями фольклора в экспедициях, о работе с самыми выдающимися из них в студиях, о возможностях, которые открывают новые технические средства записи и обработки звука, о видеосъёмках.

далее



публицистика


Вестник АПН "Культура и искусство", 10 января 1968 г.
Зверев

СЛЕДЫ ЗАБЫТОЙ ПЕСНИ

О якутском народном певце Сергее Звереве
и его «нотных» знаках


Разъезжая по Якутии в поисках народных песен, я слышал немало историй.  И правдивых, и вымышленных.  И таких, что не сразу разберёшь, где в них правда, а где вымысел.  Слушаешь порой хорошего рассказчика и начинаешь верить всему, что ни расскажет.  Позже вспоминаешь с улыбкой — удивляешься своей доверчивости.  Но случается и так, что вначале не поверишь, значения не придашь, а потом жалеешь об этом…

далее

Cоветская музыка, 1986, № 5, с. 74-77.

Фольклор в городе

Диалог с воображаемым собеседником


ОТ РЕДАКЦИИ.   В новогоднюю ночь в Москве, в районе Старого и Нового Арбата по инициативе еженедельника "Московские новости" и журнала "Собеседник" и при содействие Союза композиторов СССР был проведён широкомасштабный эксперимент "Фольклор в городе".  В распоряжение многочисленных фольклорных групп Москвы и области, ансаблей народных музыкантов из Смоленской, Белгородской и Ростовской областей были отданы улицы и переулки.  Праздник проводился совместно с телевидением, наиболее интересные моменты фиксировались и показывались на огромном красочном экране "Элин", установленном на проспекте Калинина.  Предлагаемая статья — отклик-размышление фольклориста по поводу состоявшегося праздника.

далее

Советская музыка, 1987, № 8, с. 60-64.

Разговор в пустыне Гоби

Путевые заметки фольклориста

Разговор в пустыне Гоби

— ...Вашего брата гуманитария вряд ли к таким системам подпустят.

— Говорят тебе, будет специальное международное соглашение.  ЮНЕСКО объявит Год фольклора.  Выделят средства, разные организации денег подкинут.  А там, глядишь, и военные подключатся.  В приказном порядке.  Культуру ведь, родную, кровную, охранить надо.  Не будет культуры, что охранять останется?  Все друг на друга станем похожи, технари несчастные.  Чем отличаться-то будем, если песен своих не останется?...

далее


Яйцо птеродактиля

Занятная история

В одном маленьком городе был музей, и там среди других экспонатов хранилось под стеклом яйцо птеродактиля.  Все яйцу удивлялись, потому что таких головокружительно древних яиц во всём мире было известно всего несколько экземпляров.  Многим хотелось его потрогать, а художники, глядя на яйцо, рисовали птеродактилей — больших, страшных, летающих...

далее

В кн.:  Фольклор в современном мире:  аспекты и пути исследования.
— М.: Наука, 1991, с. 148-151.

О современном типе этномузыковеда

Теперь остро ощущается, что мы продолжаем дилетантствовать в подготовке музыковедов-фольклористов.  Ушла целая когорта прекрасных знатоков своего дела и замечательных педагогов.  Не все они, к сожалению, оставили учеников со столь же высокими нравственными и профессиональными качествами...

далее

Из кн.:  Воспоминания о Фарите Камаеве: сборник статей, посвящённый памяти учёного,
исследователя-фольклориста, педагога.
— Уфа, 2002. С. 25-37.

  У НЕГО БЫЛО ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ


Обложка сборника Камаева

Давно и не мной понято, что обучение (и научное руководство тоже) — процесс двусторонний.  Заранее не скажешь, кто окажется полезнее — шеф подшефному, или наоборот.  Если тебе не свойственно излишнее самомнение, а за советом приходит человек незаурядный и, к тому же, с проблемами, решить которые совсем не просто, обоюдная польза весьма вероятна, хотя успех, конечно же, не гарантирован...

далее


Обложка Алматы-2003





Что хочу прибавить

О двухтомнике туркменских песен

Радуюсь и огорчаюсь.  Радуюсь — почти 70-летние перипетии остались позади.  Огорчаюсь, что сам до финиша сошёл с дистанции долгого марафона...

далее


Вестник Академии духовности Республики Саха (Якутия), 1997, №1(3), стр.26-27.

Заметки на полях сонетов

Вестник Академии духовности Республики Саха (Якутия), 1997, №1(3)

Двадцать семь сонетов Николая Кожевникова, опубликованные недавно газетой "Өлуөнэ сарсыардата" с напутственным предисловием Семена Руфова, — рубеж в жизни не только мало публиковавшегося поэта.  Они — и ступень вызревания нашего общества.  Это всего лишь меньшая половина готовящегося к выходу в Москве собрания сонетов нашего земляка, пока больше известного в республике как неординарно мыслящий учёный и философ.  В этом неожиданном для многих поэтическом дебюте автора Концепции относительных равновесий есть остро ощутимая сейчас потребность соединить научный и духовный поиски.

далее



Музыка новых номадов
Предисловие к кн.:  Теодор Левин, при участии Валентины Сузукей.
МУЗЫКА НОВЫХ НОМАДОВ: Горловое пение в Туве и за её пределами.
Пер. с анг. Ильи Куна.  М.: Классика-XXI, 2012. С. 5-6.





       ТЕОДОР ЛЕВИН
       И ТУВИНСКОЕ ГОРЛОВОЕ
       ПЕНИЕ

В истории музыки найдётся немного явлений, имевших столь ошеломляющий и повсеместный успех.  Разве что североамериканский джаз или итальянское бельканто.  Негромкое, хрипловатое пение тувинских горловиков — едва не самая резонансная сенсация современной world music.  И у этой сенсации есть крёстный отец — Тед Левин, американский музыковед и продюсер, стоящий у истоков взрывоподобной славы тувинского горлового пения на Западе.

далее



≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈