≈ Главная Об авторе и трудах Книги Статьи и доклады ≈
≈ Воспоминания Экспедиции Документы Письма ≈
≈ Фотогалерея Аудио Видео Мои гости ≈
≈ Творческие связи ≈
Институт прикладной лингвистики (GIAL)
|
В 1998 году, после нескольких лет жизни в Республике Саха (Якутия), я начала изучать якутскую музыку в рамках курса межкультурных исследований в магистратуре CIU (Колумбийского Международного Университета). В те "до-гугловские" времена моим спасением стала система межбиблиотечного абонемента в Университете Южной Каролины, и я быстро обнаружила сочинения Эдуарда Ефимовича Алексеева. Поскольку тогда на английском языке почти ничего ещё в научной сфере не было написано о якутской музыке, я была благодарна за возможность заимствовать в университетских библиотеках по всей Америке копии его работ на русском языке. Благодаря большому объёму его трудов он стал для меня "виртуальным наставником", и я начала переводить подходящие отрывки из его книг, чтобы процитировать их в своих работах.
Десять лет спустя я получила вторую степень магистра искусств, на этот раз в этномузыковедении. В выпускной работе я использовала источники на английском языке и записи якутской музыки, количество которых лишь немного увеличилось в последние годы. Антропологические работы на английском языке и работы профессора Алексеева на русском всё ещё оставались основным источником для написания моих описательных и аналитических текстов о якутской музыке.
В 2007 году я присутствовала на 52-й конференции Этномузыкологического Общества (SEM), которая проходила в Коламбусе, штат Огайя. На конференции Маргарита Мазо, профессор этномузыкологии Университета Огайо и специалист по русской народной музыке, сказала мне, что профессор Алексеев эмигрировал в США и живёт в Бостоне. Она убеждала меня связаться с профессором и познакомиться с ним, говоря: "Он замечательный человек и он будет рад помочь тебе в дальнейших исследованиях". Но я не последовала её совету: стеснительность помешала мне позвонить столь уважаемому учёному, я не хотела навязываться. Гораздо легче восхищаться кем-то на расстоянии и не подвергаться риску быть отвергнутой.
Спустя год я вдруг получаю письмо по электронной почте от некого Э.Алексеева. Я подумала: "Алексеев - это распространённая фамилия, и не может быть, что это профессор Эдуард Алексеев". Но это оказался именно он! Он заинтересовался мной, он хотел пообщаться с человеком, который писал о якутской народной музыке. Я сразу же ему позвонила, и мы говорили по телефону о наших общих интересах, о моей связи с Якутией. Профессор пригласил меня посетить его в Бостоне, что я и сделала. Так зародилась наша дружба.
И хотя мы многим отличались друг от друга, всё же было нечто, что обогащало и укрепляло нашу дружбу. Не считая того, что мы оба интересовались якутской народной музыкой, важен был тот факт, что я прожила десять лет в Якутии, откуда был родом профессор. Оказалось, что мы оба находились в Якутии в 1996-1997 году. Зоя, жена профессора, в это время работала в Высшей Школе Музыке близь Якутска, а моя дочь Катрина там училась. Зоя вспоминает, что видела маленькую девочку с волосами, собранными в конский хвостик, о которой говорили, что она американка.1
Мы с профессором обнаружили, что у нас есть духовная связь. Вообще в России редко можно встретить учёного-христианина. Профессор же рассказал мне о своём пути к вере в Бога в последние несколько лет его жизни в России. Мне выпала честь сопровождать профессора во время церковных богослужений в то время, пока я была в Бостоне. В нашей научной среде христиан не так много, и для меня было чрезвычайно важно, что мой наставник понимал и поддерживал этот аспект моей жизни.
Наставничество профессора Алексеева оказало сильное влияние на мою жизнь. Не считая той радости, которую может принести дружба с таким человеком, совместная работа с профессором над различными аспектами моей диссертации обогатила мое понимание советского исторического контекста, в котором существовала якутская народная музыка, этнические песни и, в частности, повествовательный жанр олонхо. И что ещё важнее, во время работы меня вдохновляли такие качества профессора, как скромность (он избегает саморекламы), любознательность как учёного (например, любовь к музыкальным "полевым экспериментам"2) и благосклонность (жизнь профессора посвящена тому, чтобы как-то помочь тем, кто работает с ним и кто представляет ему материалы для исследования). Профессор стал для меня образцом щедрости, доброты и скромности как учёного...
1 Интервью Зои Алексеевой с Кэтрин Харрис Рик о годах её учёбы в Высшей школе музыки см.: http://eduard.alekseyev.org/guests13.html (доступ 30 ноября 2013)>
2 О некоторых из этих экспериментов говорится в интервью, взятом мною у Эдуарда Алексеева в мае 2009 года (размещено на его сайте: http://www.eduard.alekseyev.org/video11.html (доступ 12 ноября 2013) [начиная с 11’40”].
≈ Главная Об авторе и трудах Книги Статьи и доклады ≈
≈ Воспоминания Экспедиции Документы Письма ≈
≈ Фотогалерея Аудио Видео Мои гости ≈
≈ Творческие связи ≈