Мои гости


≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

                                    ≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈

≈     Творческие связи     ≈



Робин ХАРРИС
Робин П. ХАРРИС (Даллас, США)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ
С НОСИТЕЛЯМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ
(по материалам Э.Е. Алексеева)1




В личном архиве Эдуарда Ефимовича Алексеева немало документов, касающихся психологических аспектов работы с выдающимися носителями народных традиций (и не только якутскими).

В 1972 году в Улан-Удэ проходила конференция, посвящённая эпическому творчеству народов Сибири.  Э.Алексеев выступил там с докладом «Личность народного певца и судьба олонхо в наши дни».  Он говорил о роли народных музыкантов в развитии профессиональной музыки и показал это на примере Устина Гаврильевича Нохсорова (1907-1951).

Ещё будучи студентом Московской консерватории, Эдуард Ефимович занимался транскрипцией Нохсоровских звукозаписей, которые были сделаны на трофейном немецком дискографе в 1946 году.  Талант и личность певца произвели тогда большое впечатление на фольклористов.  Но только много лет спустя удалось выпустить эти записи на грампластинке, которая теперь переиздана Якутской библиотекой как CD в серии «Голоса века».


В 1967 году, в статье, посвящённой юбилею Устина Нохсорова, Э.Алексеев рассказал об инциденте, который чуть не сорвал выступление Нохсорова в Москве, на концерте в честь Дня Победы.  Певца не хотели пустить в столицу, потому что в его паспорте стояла отметка об аресте во время довоенных репрессий.  Полностью У.Г. Нохсоров был реабилитирован спустя много лет (справка об этом опубликована в сборнике его материалов).


У.Г. Нохсоров.   Заведующий парткабинетом Амгинского райкома ВКП(б) (1937).

У.Г. Нохсоров.  Заведующий парткабинетом
Амгинского райкома ВКП(б) (1937).


Cборник материалов «Народный певец, олонхосут Устин Нохсоров» (2008)

Обложка сборника материалов
”Народный певец, олонхосут
Устин Нохсоров” (2008)


Часто преследования знатоков традиционного фольклора осложняли психологическую обстановку, в которой работали фольклористы.  Многие темы были под запретом.  У Э.Е. Алексеева сохранилась фотография, переданная ему семьёй Устина Нохсорова.

Музыкальная студия Якутского театра (1947)

Музыкальная студия Якутского театра (1947)


На снимке — Музыкальная студия Якутского театра.  В ней сотрудничали и У.Нохсоров, и С.Зверев.  В центре сидит композитор Марк Николаевич Жирков.  Рядом с ним один из главных деятелей Театра — директор и режиссёр Тарас Павлович Местников, который в 1938-40 годах находился под следствием.  На фотографии его лицо зачёркнуто.  Так иногда делали специально, чтобы не уничтожать фотографию, но избежать неприятностей.

Преодолеть страх преследований было трудно, даже когда времена репрессий ушли.  Авторов некоторых песен не называли, и эти песни зачастую бытовали как фольклорные.  Так случилось с песней "Со времён старца Дыгына" (Тыгын кырдьаҕас саҕыттан).  Её слова написал поэт Анемподист Софронов, а мелодию сочинил первый якутский композитор Адам Скрябин, тоже репрессированный.


Адам Васильевич Скрябин (1896-194?)

Адам Васильевич Скрябин (1896-194?)

Даже в 1969 году известный хомусист Лука Турнин с трудом согласился по просьбе Э.Алексеева спеть эту песню.  А ведь её мелодию (с другими словами или без слов) с триумфом использовали в своих произведениях видные московские композиторы.


Лука Николаевич Турнин (1917-1989)

Лука Николаевич Турнин (1917-1989)


[3_Тыгын в Нюргуне.mp4]


Oсторожность была заметна и в поведении Сергея Зверева.  Эдуард Алексеев записывал его несколько раз.  Добрые отношения сложились у них уже при первой встрече — во время экспедиции на Вилюй в 1963 году.  В этом помог фольклорист Пётр Никифорович Попов.

В доме С.А. Зверева в Ыгыатте (1963)

В доме С.А. Зверева в Ыгыатте (1963)


Тогда Зверев среди прочего рассказал о своей театрализованной поэме "Суоhалдьыйа Толбонноох", которую он называл «оперой-симфонией-балетом».  Пётр Попов как суфлёр читал либретто, которое было записано в тетрадках женой Зверева Федосьей (Федорой Ивановной), а хозяин напевал арии действующих лиц.


Подготовка к записи «Суоhалдьыйаа Толбонноох»

Подготовка к записи «Суоhалдьыйаа Толбонноох»







В построении «оперы-балета» чувствовалось, что его автор хорошо знаком с приёмами сценического искусства.

Работая со Зверевым в 1969 году в Москве, Эдуард Алексеев качественно записал несколько его песен, скороговорку и шаманское камлание.  По настоянию фольклориста на Всесоюзной Студии Грамзаписи вместе со знаменитым тоюком «Славлю великого Ленина» Зверев исполнил обряд принесения кровавой жертвы — «Ытык дабатыы».  Чтобы не привлекать внимания цензуры, на пластинке это название перевели не как «Священный Подъём», а как «Великий Подъём».  Так было больше похоже на обычное коммунистическое клише.


Грампластинка с записью «Ытык дабатыы»

Грампластинка с записью «Ытык дабатыы»




Примеры шаманского пения Эдуард Ефимович записывал от многих знатоков фольклора.  В том числе — от известного актёра, режиссёра и драматурга Иоакима Дмитриевича Избекова (1909-1996).  По сравнению со Зверевым, в исполнении последнего ещё больше чувствовалась связь с миром профессионального театра.

В усадьбе Иоакима Дмитриевича Избекова (1972) В усадьбе Иоакима Дмитриевича Избекова (1972)

В усадьбе Иоакима Дмитриевича Избекова (1972)




Что касается моей работа с олонхосутами в последние 8 лет, то она включала несколько дней, проведённых с одним из последних выдающихся мастеров-олонхосутов — Петром Егоровичем Решетниковым, который скончался 3 года назад.


Пётр Егорович Решетников

Во время беседы с П.Е. Решетниковым


Когда я просила его рассказать об отношении к сказителям в советское время, он подчеркнул, что тогда проявления религиозности не поощрялись.  А поскольку олонхо пронизано духом традиционных якутских верований, то оно не могло не маргинализироваться.


[Video_Решетников]


Решетников начал выступать в качестве олонхосута, когда большинство ограничений, связанных с религией, были сняты.  Но эпическая среда уже разрушилась, заинтересованная аудитория сократилась, а продолжительность исполняемых фрагментов из олонхо стала очень мала.  Всё это психологически угнетало олонхосута, и Пётр Егорович, не полагаясь на живую аудиторию, стал записывать создаваемые им олонхо в расчёте на публикацию.  А ещё он обратил свою творческую энергию на детей детсадовского возраста, которые до этого оставались в стороне от поэтических сокровищ олонхо.


Пётр Егорович РЕШЕТНИКОВ

Пётр Егорович РЕШЕТНИКОВ


Сегодня проблемы исполнителей эпоса перекликаются с теми, о которых Пётр Решетников говорил в 2009 году.  Отсутствие эпической среды и недостаточная поддержка самих олонхосутов всё ещё сохраняют психологический барьер на пути эпического творчества.  Наша работа нацелена на оживление олонхо, и мы стремимся помочь в решении этих проблем.


Завершая, подчеркну, что личности таких глубоких знатоков фольклора, как Устин Нохсоров, Сергей Зверев, Иоаким Избеков, Пётр Решетников, необычны и неповторимы.  Хотя в чём-то и амбивалентны — обращены одновременно и в прошлое, и в будущее.  С точки зрения психологии, это люди особого склада.  Они органически сочетают устное и авторское, традиционализм и современность.


П.М. Тихонов, П.Е. Решетников, A.Е. Соловьёв

П.М. Тихонов, П.Е. Решетников, A.Е. Соловьёв





Примечание

1Сокращённая интернет-версия Доклада на научно-практической конференции «Роль личности народного певца в сохранении национального своеобразия в контексте культур народов мира» (IV Санкт-Петербургский Международный Культурный Форум, 14 декабря 2015 года).





≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

                                    ≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈

≈     Творческие связи     ≈