Мои гости


≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

                                    ≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈

≈     Творческие связи     ≈



Лев Г. Гольдфарб

НАРОДНЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ

Фрагмент из лекции «Вилюйский энцефаломиелит: эпидемиология и предупреждение».1

Лев Г. Гольдфарб

Мы заметили, что во многих семьях, женщины и мужчины, молодые и пожилые, носили на поясе и пользовались острыми ножами для обработки продуктов питания и других видов хозяйственной деятельности в доме и вне дома.  Под впечатлением от выдающейся работы доктора Баруха Самуэля Бламберга, получившего в 1976 г. Нобелевскую премию за открытие механизмов передачи гепатита В [1482], возникло подозрение, что передача с кровью может быть как минимум одним из механизмов передачи ВЭМ.  Наши пациенты, один за другим, рассказывали, что обращались к традиционным целителям на ранней стадии болезни, и что лечили их кровопусканием.  По рассказам больных, кровопускание делается из височной области — сбривают волосы, уколом миниатюрного топорика делают кровоточащую ранку, к ранке приставляют коровий рог широким концом и из стёсанного острого конца рога высасывают «плохую» кровь.  Ясно, что коровий рог невозможно стерилизовать кипячением, и, наиболее вероятно, топорик тоже не стерилизуют.  Значит, возможна передача инфекции от больного ВЭМ следующим пациентам, с какими бы жалобами они ни пришли к целителю.  Теперь было важно понять, кто из наших пациентов подвергался кровопусканию и кто их лечил.  Получился короткий список традиционных целителей, практиковавших в районах вдоль реки Вилюй.  Нередко встречалось имя высочайшего авторитета среди целителей — Никона.  Чаще всего больные утверждали, что их лечил «сам Никон», а если другой народный лекарь, то «ученик самого Никона».  В августе 1977 года нам посчастливилось познакомиться с Никоном Алексеевичем.

В сопровождении двух местных врачей мы приехали на санитарной машине к летнему лагерю, где Никон Алексеевич жил этим летом с двумя односельчанами.  Никона не было.  Минут через 20 ожидания из леса показался крепкий кряжистый невысокого роста человек с бревном на плече.  Неторопливо прошёл мимо нас, будто не заметив.  Сбросил бревно за палаткой, затем подошёл поздороваться.  Он был по-стариковски слегка согнут вперёд, и какая-то асимметрия угадывалась в его теле, но был всё ещё силён и ловок.  Голова шарообразная, волосы редкие, седые.  Присел с нами.  Когда услышал, что приехал врач из Москвы с ним познакомиться, он как-то подтянулся.  Сообщил, что ему 92 года, что его отец был шаманом, но не сказал, что он сам был шаманом и прекратил камлание только тогда, когда это было строжайше запрещено советской властью.

С юношеского возраста интересовался медициной.  «Ни у кого не учился, до всего дошёл сам.  Впервые ощутил в себе способности к врачеванию в 16-летнем возрасте.  В далёком посёлке увидел женщину, которая «пылала жаром>».  Определил, что у неё мастит.  Вынул свой нож (показывает, вынимая нож из маленьких ножен на поясе), обернул нож носовым платком, оставив свободным кончик в 2-3 см, разрезал кожу и ткани над флюктуирующим гнойником, выпустил гной, приложил к ране листья».  Женщина вскоре поправилась.  С этого момента он был убеждён, что должен в жизни заниматься врачеванием.

Когда стемнело, мы поехали в деревенский дом Никона Алексеевича.  Он рассказал о его врачебной технике:  «сначала я больного расспрашиваю, как это делают все врачи — где и когда родился, как рос, чем питался, какие перенёс болезни.  Ничего не записываю, всё запоминаю.  Во время расспроса замечаю, как больной себя ведёт, как говорит, как думает.  Затем прошу его раздеться, усаживаю на стул, а сам хожу вокруг и присматриваюсь к глазам, выражению лица, цвету кожи, пульсации крупных сосудов, расположению вен, сердечному толчку, дыхательным движениям, животу, как больной держит голову, в каком положении его руки и ноги.  Осмотр занимает иногда до 20 минут.  Нет, это не гипноз, я действительно добываю факты и анализирую.  Затем веду больного помочиться и смотрю, какого цвета моча и как она уходит в землю.  У меня есть фонендоскоп, как и у вас, но чаще всего нет необходимости выслушивать сердце и лёгкие, потому что к этому времени диагноз мне уже ясен».

«Диагнозы у меня такие же, как у вас» — называет туберкулёз, эмфизему, стенокардию, гипертонию, рак.  «Ну конечно, энцефалит тоже знаю».  Он сказал «энцефалит», хотя вопрос был задан по-якутски:  «бохоорор».  «Энцефалит передаётся из рода в род».  На рассказ, что у нас есть основания подозревать инфекцию, он ответил, что это тоже возможно.  «Несколько десятилетий назад здесь было много больных проказой, это болезнь заразная, но всё же передаётся из рода в род».  Осторожно спрашиваем, как лечить энцефалит, не кровопусканием ли?  «Нет, кровопускание не применяю.  Чаще всего, отказываюсь лечить, так как энцефалит неизлечим».  Просим рассказать, на основе каких признаков он диагностирует энцефалит и видим, что он хорошо знает хроническую стадию, но не слышал об острой фазе ВЭМ.  «А менингиты — да, лечу кровопусканием».  Никон Алексеевич не предполагал, что у некоторых из его больных менингитом в последующем разовьётся хронический ВЭМ.

Относительно народных целителей, которые утверждали, что они «ученики самого Никона», но лечат хронические формы Вилюйского энцефаломиелита кровопусканием, Никон Алексеевич сказал, что таких не знает, что многие лгут, будто у него учились, пытаясь воспользоваться его популярностью.

Никон Алексеевич в его рассказе настаивал, что кровопускание — это не самый эффективный или часто употребляемый метод лечения.  «Большинство болезней поддаются лечению травами». Он принёс из другой комнаты «Справочник растений Якутии», изданный в Санкт-Петербурге в 1913 году.  «Травы Якутии значительно богаче лекарственными веществами, чем в других местах, потому что в условиях очень короткого вегетационного периода они растут быстро и набирают лекарственные вещества до более высокой концентрации».  В этот период Никон Алексеевич проводит в лесу всё своё время.  Он показывает, как медленно шагает по лесу, держа справочник открытым в левой руке, а правой срывает травинки и листья с кустов и пробует их на вкус.  «По вкусу определяю, наступило ли время заготовить это растение.  Если время наступило, здесь же собираю нужное количество и иду дальше.  Домой прихожу с полным рюкзаком трав и листьев, совершенно пьяный от действия их соков.  В тот же вечер делаю экстракт и наполняю им бутылки».  Показывает несколько бутылок с буроватой жидкостью.  «Рак не излечивается травами.  В зависимости от типа рака и локализации, можно применить другие средства, например, отвар из ископаемых костей древних животных.  В жаркие летние дни, когда вечная мерзлота становится рыхлой, можно проникнуть глубоко и найти кости».

Было интересно с Никоном Алексеевичем, человеком необыкновенной физической и духовной силы.  Он оставался таким же крепким ещё несколько лет и умер в возрасте около 98 лет.  К сожалению, Никон Алексеевич не дожил до постсоветских 1990-х годов, когда в Якутии было, наконец, разрешено официально изучать историю шаманизма и открыли отделение традиционной и комплементарной медицины

Возможная роль народных целителей в передаче ВЭМ остаётся неопределённой;  наше исследование застопорилось из-за отсутствия надёжной медицинской документации и полных сведений о применяемых процедурах. (стр.50).


Народный целитель Никон Алексеевич Васильев

Народный целитель Никон Алексеевич Васильев.
Кадр из фильма «Времена сновидений», снятого при участии Эдуарда Алексеева в 1982 году.
(Фото Андриса Слапиньша).



Примечания

1Гольдфарб Л.Г.  Шесть лекций о предотвращении энцефалитных эпидемий в Сибири // Сибирские исследования. 2020. 1(3). С.12-55.

2Blumberg B.S. Australia antigen and the biology of hepatitis B. Science. 1977; 197(4298):17-25.




≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

                                    ≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈

≈     Творческие связи     ≈