Мои гости


≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

                                    ≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈

≈     Творческие связи     ≈





Нина Герасимова-Персидская

Нина Герасимова-Персидская


ТИХОЕ ДЫХАНИЕ

О переживании времени у Валентина Сильвестрова



В одном мгновенье видеть Вечность

Уильям Блейк



В.Сильвестров. Вечерняя серенада.



В неохватном море современной музыки (как творчества и как звучащей среды) возникла своя область музыки особого смысла и очарования.  Она становится сферой созерцания, тишины, наслаждения светлой печалью ностальгии и радостью внезапных озарений.  Одной из её конститутивных характеристик является специфическое качество переживания Времени.  В этой музыке разлита проникновенная душевность интонаций, господствует "легкость дыхания" тихого произнесения, стремление и слушателя, и композитора все время возвращаться к былому, повторяя, вслед за Тютчевым, "продлись, продлись, очарованье...".  В ней преобладает пребывание над направленным движением, неспешность — над устремлённостью.

Наиболее полно эти качества воплотились в музыке Валентина Сильвестрова.  Она обладает такой притягательной силой и красотой, что легко входит в слушателя — и долго его не отпускает, возвращаясь уже в памяти.  В лихорадочной, оглушающей и ослепляющей среде бытия современного человека мир Сильвестрова возникает как некое удалённое пространство — подобно идее того средневекового Сада, который своей организованностью и украшенностью противопоставлялся неупорядоченности Природы.  Найти его и проникнуть за его ограду становилось целью истинно рыцарской доблести и служения.  В книжных миниатюрах и картинах (вспомним Босха и его "Сад божественных наслаждений" или дивный хоровод блаженных душ у Фра Анджелико на картине Страшного суда) запечатлелся прекрасный и возвышенный образ — образ земного рая.  Символично, что само слово "рай" восходит к понятию ограждённого, защищенного места.  Сад музыки Сильвестрова также ограждён — окружён пространством (и временем) тишины.  Музыка, всегда пребывающая в нём, оживает по мере странствия по его пределам.

Пространственные ассоциации — с садом, островом — возникают под впечатлением творчества композитора последних десятилетий.  Музыку Сильвестрова отличает удивительная цельность, новые произведения не столько вытягиваются в линию, уходящую вдаль, сколько наращивают объём, увеличивают масштаб единого целого.  Такая направленность даёт возможность как бы охватить творчество в целом, "свернуть" его — подобно, например, музыке Шопена.

Это свойство творческого дара композитора скрывает в себе радикальную перемену полюсов "частное — целое".  В отличие от "классической ориентации" — к новому и неведомому, к "opera omnia" как к цели, достижимой только посмертно, в мире Сильвестрова целое и единое уже существует, композитор его лишь реализует в звучании.  Идея существования духовных ценностей до их "открытия" творческой личностью, столь же древняя как и античная философия.  Тем показательнее её возрождение в современности.  Такова, например, теория В.В. Налимова о "распаковывании" смыслов.

Естественно, подобные представления a priori предполагают известную вневременность и её особые отношения с Временем человека.  

Можно сказать, что у Сильвестрова растягивается Время, усиливая пространственность.

Доминирование пространства — то есть одновременности — создаёт потенциальную возможность возвращения, воссоздания конкретных произведений.  В некоторых произведениях композитора идея проявления скрытого, уже существующего заявлена открыто.  Например, в "Реквиеме для Ларисы" слушатель постепенно приближается к музыке:  волшебство уже началось, в абсолютной тишине движения дирижёра расколдовывают звучание.  И слушатель входит в возникающий мир, погружаясь в иное измерение Времени, гармонизирующее его внутреннее состояние.

Совершенство не терпит суеты, влечёт к созерцанию.  Дление, вслушивание — всё требует времени.  Из этого проистекает характерное для музыки Сильвестрова преобладание "хореичности" в крупном плане — как изживания начального импульса в долгих отзвуках, в целой череде завершений, когда кажется, что всё уже окончилось — и вдруг тихо, издали возникает низкая медь — и опять длится завершение.  И так раз за разом, создавая отсутствия конца вообще, стирания грани между тихой музыкой и беззвучием.

В последние годы — точнее, в 2003 году, возникает новый ракурс отношения ко времени.  Наряду с крупными формами — как, например, Седьмая симфония, Элегия (для виолончели и двух там-тамов), появляются произведения с выразительным названием "Мгновение"1.  Оно подчеркивает краткость, мимолётность высказывания.  Таковы "Мгновения поэзии и музыки", "Вальс мгновений", "Мгновения серенады", "Мгновения памяти".

Мгновение — один миг, обычное определение чего-то мимолётного, сразу же исчезающего, о чём даже нельзя сказать, что это кратчайший промежуток времени, потому что он не имеет измерения.  Мгновение неизмеримо подобно не только точке, но и Бесконечности и Вечности.  Гёте, многократно возвращавшийся к понятию "Augenblick" (мгновение), в одном из стихотворений сказал "Augenblick ist Ewigkeit" ("Vermächtnis").

Если представить себе мир Сильвестрова, то это обширное пространство, горизонт которого теряется в дымке;  время здесь (там?) столь же пространно и безгранично.  Мир заполнен — образами, тенями, лицами, мечтами.  Как их покинуть — и устремиться — куда, к чему?  Только к уже знакомому видению, звучанию.  Потому каждый шаг замедляется, Орфей все время оглядывается — ведь позади Эвридика, она в прошлом, которое можно снова и снова переживать как настоящее.  Будущее эфемерно и чуждо — кроме той части, которая в Настоящем.  А Настоящее неизбежно утекает в Прошлое — прекрасное, вечно живое, пока оно помнится.  "Ewig, ewig ..." — как в конце малеровской "Песни о Земле".

Вот почему музыка называется "Мгновение" — оно равно Вечности.  У черты, отделяющей Миры, они соприкасаются.  То, что тут Мгновение — там Вечность.  То, что в этом мире называется Вечностью — там лишь Мгновение.




В.Сильвестров. Мгновения серенады.




Примечание

1Миг, мгновение — принадлежат миру человека.  В физическом мире свои масштабы и измерения.  Первое "мгновение" существования Вселенной — Большой взрыв — определяется как одна триллионная секунды.






≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

                                    ≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈

≈     Творческие связи     ≈